Взаимовлияние восточных культур

Действительно, влияние культуры и Шумера, и Аккада, и Вавилона, и Ассирии на художественное творчество окружающих их народов было весьма значительным. Но надо отметить и обратный процесс. Так, например, в росписях Египта эпохи Нового царства определенно проявляются идущие с Крита и Передней Азии веяния.

Они сказываются и в заимствовании, начиная со времени гиксосов, некоторых форм сосудов, напоминающих керамику среднеминойской эпохи, и в композиции отдельных росписей гробниц, изображающих сцены повседневной жизни и пейзажи, и в орнаменте, покрывавшем золотые ножны кинжалов, обнаруженных на мумии Тутанхамона, на которых представлены столь излюбленные в искусстве Передней Азии сцены борьбы диких животных.

Через Грецию, Рим, Византию, Иран эпохи Сасанидов, арабов, а затем и через крестоносцев многие сюжеты и мотивы Древнего Востока дожили до европейского средневековья и прочно вошли в его иконографию, символику и орнаментику.

Столь распространенные композиции, как симметрично расположенная по сторонам дерева или иного предмета пара каких-либо животных или обращенных друг к другу двух зверей с одной головой, через которую проходит ось симметрии, или, наконец, сцены единоборства человека и животного, столь обычные и в искусстве Эллады и перешедшие затем на страницы средневековых рукописей и на стены романских соборов, на фризы церквей и Армении, и Владимирской Руси, восходят к глиптике и пластике Двуречья.

Образы девы Марии с младенцем Христом, святого Георгия, поражающего дракона, святого Христофора Псеглавца встречаются еще в иконографии древнеегипетского пантеона, где точно так же изображались богиня Исида с младенцем Гором, Гор, разящий Сета в облике чудовища, бог покровитель бальзамирования – Анубис.

Изготовлявшиеся в Финикии и особенно в Карфагене, в подражание египетским сосуды, амулеты и скарабеи широко распространились по всему Средиземноморью, от Пиренейского полуострова до Сирии и Палестины. Часто амулеты и скарабеи находят и на юге СССР, и в Закавказье, и в Средней Азии, где, возможно, в древности местные мастерские старались им подражать.

Широк был и ареал распространения Цилиндрических печатей Двуречья, изображения на которых оказывали определенное воздействие на художественные образы тех стран, куда они попадали.