Введение

Прежде чем говорить об искусстве народов Древнего Востока, надобно определить, что следует понимать под этим понятием, тем более, что оно было неоднозначно, между разными научными направлениями существовали и существуют разногласия при установлении его сущности и географических границ.

Термин «Восток» возник во времена Римской империи, им обозначались страны, в большинстве своем входившие в состав ее Восточных провинций. Затем, много позже, после того как внимание ученых привлекли великие древние цивилизации, термин этот был унаследован европейской наукой. В самом конце минувшего века выдающийся французский ученый Г. Масперо завершил трехтомную «Древнюю историю народов классического Востока». Это был первый труд подобного рода, основанный на синтезе всех известных тогда источников, письменных и вещественных. Масперо проследил в нем лишь судьбы древних цивилизаций Ближнего Востока, то есть лишь прошлое тех народов, чья культура оказала в большей или меньшей степени непосредственное влияние на культуру античности и, следовательно, через нее – на становление и развитие общеевропейской цивилизации. Недаром Г. Масперо ввел в заглавие слово «классический».

Естественно, что ни страны периферии Древнего мира, например Куш, Аксум, Савейское царство (о них, правда, знали тогда меньше, чем сейчас), ни тем более страны Дальнего Востока не привлекали к себе внимания ученых, последовательно придерживавшихся в своих исследованиях европоцентристских взглядов. Сдвиги наметились лишь в последнее время. Они прежде всего обусловлены национально-освободительным движением, стремительно охватившим народы Азии и Африки.

Немалый вклад в изучение Древнего Востока внесли труды советских ученых. Академик В. В. Струве, исходя из учения исторического материализма об общественно-экономических формациях, включил в понятие «Древний Восток» историю всех древнейших классовых обществ Азии и Африки, так как им были присущи общие черты.

Вместе с тем каждому из этих древнейших государственных образований были свойственны свои индивидуальные, неповторимые характерные особенности, обусловленные закономерностью их развития, которые естественно не могли не сказаться на их культуре и искусстве. Таким образом, понятие «Древний Восток» не только географическое, но в значительной степени и социально-экономическое.

Отсюда вытекает необходимость ответить на вопросы: каковы были пространственные границы стран Древнего Востока, почему именно эти древнейшие цивилизации возникли на Востоке и какие важнейшие, принципиальные черты объединяют их и отличают от других обществ древности.

Ареал распространения древневосточных культур был почти необъятен: от Атлантического до Тихого океана, от Карфагена с примыкавшими к нему Нумидией и Мавританией – на западе, до Китая – на востоке; от Закавказья и Средней Азии – на севере, до Аксума, Куша, Савейского и Минейского царства и древнейших государств Юго-Восточной Азии – на юге. Они занимали Северную и Северо-Восточную Африку, Малую Азию, Кавказ, восточное побережье Средиземноморья, долины Тигра и Евфрата, Южную Аравию, Иран и прилегающие к нему с севера области, поймы Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзыцзяна, Индокитайский полуостров.

В одном томе искусство всех древневосточных цивилизаций рассмотрено быть не может. И не только из-за его ограниченных размеров, но прежде всего потому, что хотя все эти страны развивались в общем по одним и тем же основным законам, они все же составляли два обособленных региона – Ближний и Дальний Восток, каждый из которых имел свою культуру и искусство.

Контакты между ними, и то весьма слабые, наметились сравнительно поздно, когда некоторые из древнейших цивилизаций, например Египет или Вавилон, уже почти изжили себя.

Ближним Востоком условно называются земли между Каспийским, Черным, Средиземным морями и Индийским океаном, а также смежные земли Северной Африки. Он распадается на африканскую и азиатскую части, отделенные друг от друга Красным морем.