Средняя Азия

Средняя Азия (вначале, по существу, лишь южная Туркмения) также была одним из древнейших очагов земледелия и скотоводства.
Здесь на узкой полоске предгорной равнины, между отрогами Копет-Дага и каракумскими песками, обнаружена так называемая Джейтунская культура, относящаяся к VI тыс. до н. э. Видимо, группа этих племен была достаточно обширна, ибо памятники подобного типа обнаружены и в северо-восточном Иране.

В небольших поселках, население которых не превышало 150-200 человек, глинобитные дома были преимущественно однокомнатными, в каждом имелся массивный очаг, пол покрывался известковой обмазкой, окрашенной в черный или красный цвет.

Центром поселка было святилище, использовавшееся, по-видимому, и как место общих собраний. В одном таком святилище на Песседжик-тепе сохранились остатки многоцветной стенной росписи, изображавшей геометрические фигуры, копытных животных и хищников кошачьей породы. В плане святилище не отличалось от жилых домов, но размерами превосходило их почти вдвое. В святилищах были обнаружены терракотовые женские фигурки.

В V тыс. племена юго-запада Средней Азии познакомились с металлом – появляются медные проколки, украшения и даже зеркала. Видимо, на широкое распространение меди повлияли связи с племенами центрального Ирана.

Глиняная посуда украшается геометрическим орнаментом (в отличие от более грубой керамики предшествующего времени). Такие же рисунки помещаются на стенах небольших святилищ.

В IV тыс. среднеазиатские племена разделяются на две группы: западную – поселения Кара-депе, Намазга-депе и Анау – и восточную -Геоксюрский оазис и Алтын-депе. Возможно, как предполагают исследователи, мы имеем дело с двумя союзами разных противостоящих друг другу племен. Сложение местной цивилизации городского типа на юго-западе Средней Азии происходит в середине III тыс. до н. э., но к середине II тыс. до н. э. оба крупных среднеазиатских центра – Алтын-депе и Намазга-депе – по неизвестным причинам приходят в запустение.