Ремесленное народное искусство в Ассирии

Великолепием царских дворцов, по существу, и ограничивается ассирийское искусство. Судя по памятникам глиптики и мелкой пластике, для народных верований была особенно характерна демонология. Об этом свидетельствуют образки-амулеты с изображением духов: устрашающего вида злого демона Ламашту, духов разных болезней и т.д. Много их встречается и на резных печатях наряду с добрыми гениями-хранителями, часто крылатыми.

Если в конце III — начале II тыс. искусство терракотовых рельефов в южном Двуречье, связанное с местными народными религиозными  традициями,значительно превосходит искусство официальное, то в Ассирии I тыс. мы наблюдаем обратную картину: придворное и каноническое искусство развивается творческими поисками художников и поддерживается на высоком профессиональном уровне, а массовое производство низводится до ремесленного состояния.

Это и понятно. Какой бы исторически ранней не оказалась художественная профессионализация, в Шумере и Вавилоне художественное ремесло еще носило массовый неспецифический характер и в большей мере зависело от искренности питающих его эмоций — в данном случае мифологическо-религиозного восприятия, — нежели от профессиональной выучки мастера.

Ассирийская держава, создав армию профессионалов высокого класса, работающих исключительно на царский двор, оставила массовое производство ремесленникам более низкого уровня. Именно поэтому влияние ассирийского искусства органичивается сравнительно узкой сферой придворного круга.