Особенности ассирийского искусства

До III тыс. до н. э. будущая Ассирия входила в состав областей неолитической культуры, о которых шла речь в первой главе. Затем исторический центр Ассирии, город Ашшур, по-видимому, основанный как торговый форпост Двуречья, находился под сильным шумерским и аккадским влиянием. Во II тыс. культура Ассирии испытала на себе влияние хурритов, которые населяли эти районы наряду с семитами-аккадцами.

Немногие известные нам памятники раннего ассирийского искусства XIV-XIII веков до н.э. не позволяют сделать какие-либо определенные выводы о его характере, хотя и обнаруживают своеобразные черты: свободное и правильное расположение фигур на плоскости, замена изображения божества его символом, уверенная моделировка фигур, своеобразная повествовательность изображений (ранняя глиптика, обломок диска из Ашшура, алтари Тукульти-Нинурты I). Однако искусство Ассирии уже этого периода носит на себе отпечаток эклектичности: так называемый «разбитый обелиск» Адад-Нирари II выполнен под явным влиянием египетского искусства, фигуры богинь на алтарике из Ашшура — вавилонские и даже композиции IX века, времени Ашшурнацирапала – выдают следы позднехеттского искусства. Однако такое характерное для II тыс. явление, как развитие искусства под впечатлением и в непосредственном окружении других культур, только частично объясняет феномен ассирийского искусства первой половины I тыс. до н. э. — искусства абсолютного мастерства художников и совершенства трафаретов, искусства, пожалуй, наиболее эклектичного, но одновременно и наиболее самобытного по той наивной уверенности, с какой оно использовало приобретенное у других, и по той могучей силе, с какой оно воплощало свои замыслы и осуществляло свои цели.