Изучение культуры Древнего Востока

В новое время, начиная со второй половины XVIII в., увлечение им и стремление подражать ему становится вполне сознательным. В первую очередь это касается Египта, куда путешественники из Европы попали раньше, где множество впечатляющих, величественных памятников прошлого сохранилось на поверхности и где раньше начались археологические раскопки.

Но дело было не только в этом. В основе, конечно, лежит пробуждение интереса к странам Востока вообще. Решающий сдвиг намечается в первые десятилетия XIX века, после египетского похода Наполеона 1798-1799 годов. Политические события, с ним связанные, и особенно собранные и изданные сопровождавшими его учеными памятники Древнего Египта, в частности знаменитый Розеттский камень – стела с двуязычной (греческой и египетской) надписью, позволившей найти ключ к загадкам иероглифического письма, – все это привлекло к искусству Древнего Египта интерес самых широких кругов.

И в Европе и в Америке в архитектуре, скульптуре, живописи и прикладном искусстве появляются многочисленные подражания египетскому стилю (достаточно напомнить об “египетском ампире”).

В Египет одна за другой снаряжаются археологические экспедиции, начиная с экспедиции 1828 года, возглавленной Ф. Шампольоном. И он, а вслед за ним И. Розеллини и особенно Р. Лепсиус зарисовали на месте множество памятников, скопировали бесчисленное количество текстов и вывезли в Европу бесценные памятники искусства, заложившие основу собрания египетских древностей музеев Парижа и Берлина.

Их работу продолжил О. Мариэтт, положивший начало планомерным и систематическим раскопкам в долине Нила. Им был открыт Серапеум, захоронение священных быков Аписов, храмы Рамсеса II и Сети I в Абидосе и ряд других важнейших памятников. С 80-х годов минувшего века на протяжении более пятидесяти лет особенно успешно работал в Египте английский археолог Флиндерс Петри, открывший миру удивительное по жизненности искусство Амарны – столицы царя-”еретика” Эхнатона (Аменхотепа IV).

Учеником Петри был Г. Картер, прославивший себя в 1922 году находкой гробницы Тутанхамона – подлинной сокровищницы художественных шедевров. Великолепную коллекцию собрал русский ученый B.C. Голенищев. Ныне она составляет лучшую часть египетского отдела Государственного Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ).

Примерно в то же время, с 1842 года начались раскопки в Двуречье, когда П. Ботта открыл в Хорсабаде дворец Саргона II,а вслед за ним А. Лейярд – в Кальху резиденцию Ашшурнасирпала II. Некоторые из великолепных рельефов, украшавших некогда стены этих сооружений, попали затем в Государственный Эрмитаж.

В Куюнджике – древней Ниневии – Лейярдом был раскопан дворец Синнахериба.

Здесь нет возможности перечислить другие поразительные открытия в долине Тигра и Евфрата, но нельзя обойти молчанием три из них: раскопки де Сарзека в Телло (древний Лагаш), где были скрыты остатки древнейшей культуры шумеров, открытия А. Парро в Мари на Евфрате, где был обнаружен целый город с дворцами и храмами (их стены некогда украшали росписи), и найденные Л. Вулли погребения царей III династии Ура, сравнимые по обилию памятников прикладного искусства лишь с гробницей Тутанхамона.

Начало археологическим исследованиям на научной основе в Иране было положено в 1833-1847 годах А. Раулинсоном. В дальнейшем его труды в основном продолжили французские и американские ученые, из которых следует прежде всего отметить Р. Гиршмана и Е. Херцфельда, проводившего раскопки в Персеполе.

В ареале распространения хеттской культуры (в основном Малая Азия и северная Сирия) прежде всего следует упомянуть найденные в 1899 году Оппенгеймом в Телль Халафе на левом берегу Евфрата рельефы с изображением битв и сцен охоты.

Однако важнейшие открытия здесь сделаны начиная с 1905 года Г. Винклером в Богазкёе и Эйюке, где находились резиденции хеттских царей. Многие памятники архитектуры по плану и формам напоминают критские и древнегреческие. Винклеру посчастливилось найти и характерные хеттские скульптуры: горельефы крылатых фантастических львов и сфинксов, долженствующих охранять входы в жилище царя. Любопытны специфические для хеттской иконографии стоящие на различных животных изображения богов.

В СССР также активно ведутся поиски памятников древних культур Востока. Особенно велико значение работ, проводимых в Закавказье. Подле Еревана еще до войны под руководством Б.Б. Пиотровского начались раскопки в Кармир-Блуре, а затем и на Аринберде, где были обнаружены руины дворцов и укреплений, памятники прикладного искусства и скульптуры, керамические изделия.

Значение находок советских археологов тем более велико, что они дают наиболее полное представление о цивилизации Урарту.

Естественно, что обнаруженные на территории развивающихся стран Востока произведения искусства, созданные предками живущих там ныне народов, освободившихся от векового колониального гнета, особенно памятники монументальной архитектуры и скульптуры, как нельзя лучше воплощающие величественность, силу, мощь не могли не оказать влияния на современных художников. Они часто обращаются к образам и формам прошлого, чтобы органически претворяя их, передать чаяния и надежды своих народов, чувства национального самосознания.

Многие произведения мастеров великих цивилизаций Древнего Востока вошли в сокровищницу мирового искусства. Они доставляют и нам, людям совершенно иной эпохи, иных взглядов и иных убеждений, подлинное эстетическое наслаждение.