Изобразительное искусство Шумера

В отличие от памятников архитектуры ранние памятники изобразительного искусства Шумера производят впечатление поисков художников во многих направлениях сразу – идут поиски формы, композиции, стиля. Судить об этом позволяет большая группа памятников, происходящая из одного центра – Урука, где найдены прекрасные каменные сосуды с рельефными изображениями, большая группа каменных печатей, скульптурные фигурки животных, стела с изображением охоты и, наконец, скульптурная голова, предположительно, богини — покровительницы города Инанны.

Черная базальтовая стела, обработанная рельефом только с лицевой стороны, дает дважды изображение одного и того же лица: пышноволосый бородатый человек в длинной юбке и в препоясании, охотящийся на львов. Он изображен как бы крупным планом, перед ним — два льва, в головах которых торчит несколько стрел; повыше — этот же, по-видимому, охотник вонзает копье в глотку прыгающего на него льва.

Так мы встречаемся с излюбленной в искусстве Двуречья темой — охотой на хищников, а также с характерной для шумерского искусства чертой — повествовательностью. Подобно свободному размещению знаков на самых ранних шумерских табличках, фигуры на стеле свободно расположены на плоскости.

Но в других памятниках мы встречаем строгое деление плоскости по регистрам. Так, прекрасный образец раннешумерского искусства, культовый сосуд из алебастра, разделен поперечными полосами на четыре регистра, и действие — рассказ, изображенный на нем, — надо читать снизу вверх. В самом нижнем регистре — как бы обозначение места действия, «фон», на котором оно происходит: река, изображенная условными волнистыми линиями, и чередующиеся колосья листьев и пальм (это введение пейзажа в композицию окажется нетипичным для последующего искусства Шумера, и мы не встретим его в течение нескольких столетий). Следующий ряд — шествие домашних животных (длинногривых баранов и овец) и затем ряд обнаженных мужских фигур с сосудами, чашами, блюдами, наполненными фруктами, то есть со всякого рода приношениями. Верхний, и последний, широкий регистр (не полностью сохранившийся) изображает заключительную фазу шествия – дары сложены перед алтарем, рядом с ним символы богини, покровительницы Урука Инанны, сама Инанна, точнее – жрица, исполнявшая роль Инанны в культовых церемониях, в длинном одеянии встречающая процессию, и фигура направляющегося к ней жреца в одежде с длинным шлейфом, который поддерживает следующий за ним человек в короткой юбочке.

Рассказ-повествование мы встречаем и в сценах, изображенных на больших цилиндрических каменных печатях, искусство резьбы на которых достигает высокого совершенства: божество-пастух перед священным стадом богини, постройка храма, избиение группы связанных обнаженных людей (пленных?), торжественные процессии. Форма цилиндра, просверленного насквозь, изобретенная в южном Двуречье, становится распространенной, и резчики, совершенствуя свое искусство, размещают на малой плоскости печати сложные композиции, которые можно оттиснуть не один раз на мягком материале, например глине, – то есть рассказ может быть повторен.