Искусство стран Древнего Востока

Отличие древневосточных обществ от античных в значительной степени заключается в том, что они были более застойными, консервативными в своем развитии и дольше и прочнее сохраняли пережитки первобытнообщинного строя и свойственную ему идеологию, которая прежде всего, как это было обычно в древности, проявлялась в религии, в частности в длительном бытовании магических представлений и магической обрядности.

Вся культура древневосточных обществ была теснейшим образом связана с религией, и искусство прежде всего обслуживало потребности религии. Архитектура, скульптура и живопись были подчинены установленным религией канонам. А так как религия по самой сущности своей консервативна, то искусство на протяжении долгих столетий оставалось во многих странах (лучше всего это видно на примере Египта) в основных своих проявлениях почти неизменным.

Искусство стран Древнего Востока объединяет ряд общих черт. Это прежде всего стремление к реализму при сохранении условности, плоскостности изображений, ограничение красочной гаммы, как правило, лишь локальными тонами, неумение передавать светотень и перспективу и неразрывная связь с культом.

Естественно, что возникнувшие на Ближнем Востоке прежде других в долинах Нила, Тигра и Евфрата две первые великие цивилизации древности с их раньше сложившейся культурой и оформившимся искусством не могли не оказать влияния на окружавшие их страны. Здесь появляются и самые ранние монументальные сооружения – пирамиды и зиккураты, храмы и дворцы, колонны и обелиски, портретные статуи и росписи. Отсюда они распространяются на Закавказье и Иран, Малую Азию и Сирию, Аравию и Африку, приспосабливаясь к местным условиям и смешиваясь с местными формами, в результате чего возникает новый, нередко синкретический стиль, как это было, например, в Куше или в Аксуме.