Искусство Самаала, Каркемыша, Мелида, Мараша и Урарту

В тех странах, где существовали собственные народные художественно-ремесленные традиции, питаемые религиозными верованиями, его влияние было поверхностным. Это хорошо прослеживается в искусстве стран первой половины I тыс. до н. э., чьи судьбы так или иначе оказались связанными с Ассирией: княжествах северной Сирии (так называемая Хеттская Сирия), державах Центральной Малой Азии и особенно Урарту.

После разгрома хеттской державы в Юго-Западной Анатолии, горах Тавра и Северной Сирии образовался ряд мелких княжеств, наиболее значительными из которых были Самаал (Зенджерли), Каркемыш, Мелид (Малатья?), Мараш. Как уже говорилось, искусство названных княжеств конца II – начала I тыс., тесно связанное с хеттским, оказало непосредственное влияние на раннеассирийское искусство.

Памятники этого периода – около 1050-850 годов до н. э. — исследователи относят обычно к так называемому «традиционному стилю». Это – база колонны со львами из Таяната (?), статуи бога-громовика из Каркемыша, сидящей богини из Телль-Халафа и др. Они поражают массивностью и устрашающей тяжеловесностью.

Начиная примерно со второй половины IX века и до начала VII века эти княжества, периодически зависящие от ассирийской державы, отдают дань имперской моде – фигуры делаются более стройными и пропорциональными, появляются военно-исторические фризы-рельефы в ассирийской манере; так, царь, данник Ашшурнацирапала, Асадурас (ок. 840г. до н. э.) просто копировал рельефы своего «сюзерена». Однако памятники так называемого «ассирийского стиля» незначительны и обнаруживают сходство скорее в частностях, чем по существу.

В памятниках несколько более позднего, «хеттско-арамейского стиля» опять-таки сильнее всего ощущаются местные, идущие от хеттско-хурритского искусства традиции резьбы по камню и подчинения круглой скульптуры и рельефа каменной глыбе.

Арамейские черты, также довольно поверхностные и внешние, проявляются в арамеизированной одежде и некоторых новых темах: например, погребальная стела из Мараша с изображением обнявшейся супружеской четы или стела писца Тархунпиуса.