Искусство Палестины

По сравнению с отточенными и совершенными изделиями финикийских мастеров памятники соседней Палестины, известные пока в очень небольшом количестве, производят впечатление несколько провинциальное. Один из ранних известных нам палестинских памятников — базальтовый рельеф из Бет-Шеана, неподалеку от Самарии, – восходит к середине III тыс. до н.э. и воспроизводит излюбленную для всей Передней Азии сцену – охоту на львов. Он разделен на два регистра, и его традиционная композиция много удачнее, чем сама резьба. Движениям животных не хватает экспрессии, да и изображаемые позы неточны.

Более эффектны памятники из слоновой кости, где так же характерно сочетание египетских, хурритских, средиземноморских мотивов. Не исключено, что многие из этих поделок — привозные.

Интересен еще один своеобразный вид памятников, обнаруженный в Бет-Шеане, — переносные алтарики из терракоты конической формы. Обычно они украшались росписью или рельефами, изображающими птиц и змей – символы переднеазиатской богини плодородия. Особенно необычен один из них в виде трехъярусного прямоугольного здания, несколько напоминающего зиккурат Двуречья. Это изображение тем более ценно, что сведения о культовой и светской архитектуре Палестины очень незначительны, хотя по сохранившимся в развалинах, а чаще только в описаниях памятникам она восходила к местным древним традициям. Например, Иерихон начала II тыс. до н.э., расширяясь и перестраиваясь, мало чем отличается от Иерихона III тыс. до н.э.: крепостная стена, окружающая город, как и более древняя, сложена из кирпича на каменном основании с углублениями с внутренней стороны и прямоугольными и полукруглыми башнями, но к указанному времени толщина ее увеличивается с одного метра до двух и возводятся новые укрепления – разрушенные старые стены превращаются в вал с толстым слоем обмазки.

Что касается знаменитых дворцов и храмов начала 1 тыс. (дворец и храм царя Соломона в Иерусалиме), не сохранившихся даже в развалинах, то, судя по описаниям, они представляли собой типичные для финикийской архитектуры сооружения – с двойными дверями, фланкируемыми пилястрами, и, возможно, многоэтажные, что было характерно для прибрежных жилых строений, и выделялись только богатством внешней декорировки, чем также славились и финикийские дворцовые комплексы.