Искусство Аксума

Столь же своеобразным при всей своей синкретичности было искусство Аксума, царства, занимавшего в III веке до н.э. – V веке н.э. северовосточную часть современной Эфиопии.

Здесь скрестились художественные формы, в особенности архитектуры и пластики, шедшие из Двуречья через Южную Аравию – откуда волны переселенцев, переправившись через Красное море, проникли в Африку, заняв Абиссинское нагорье – с формами египетского искусства, пришедшего сюда с севера, через Мероэ, а позднее и с эллинистическим искусством.

К сожалению, систематические раскопки в Южной Аравии до самого последнего времени почти не велись, и поэтому количество исследованных памятников весьма ограничено. От большинства древних храмов Аксума сохранились лишь ступенчатые основания и капители колонн. Фундаменты и остатки кладки обнаруженных сооружений показывают, что они в плане были квадратными или прямоугольными, реже – круглыми.

В обширном дворце Такха-Мариам имелось три двора; к нему вели наружные лестницы, некоторые залы его были крестообразными в плане. В наружных стенах попеременно чередовались выступы и углубления, что создавало определенный световой эффект, особенно под ярким солнцем юга. Этот конструктивный прием был известен и древним зодчим Двуречья и строителям гробниц (мастаб) еще эпохи I династии Египта.

В результате скрещения различных влияний появляются столь характерные для Аксума обелиски, самый большой из которых достигает высоты 33 м. Если форма их была, возможно, заимствована из Египта, то декор связан с местной архитектурой, восходящей, видимо, к южноаравийской. Они представляют собой узкие, вытянутые модели или изображения многоэтажных башен с рельефно воспроизведенными в камне окнами и дверьми.

Подобные обелиски в других местах неизвестны – это несомненно местное творчество. Пластика представлена крайне ограниченным числом памятников. Примечательна каменная статуэтка восседающего на троне бога или царя. Если она не завезена из Южной Аравии, то выполнена под влиянием ее искусства. Прижатые к телу руки покоятся на коленях. Рот и нос намечены суммарно. Скульптура эта в достаточной степени примитивна, напоминая раннюю пластику Месопотамии.