Города, храмы и боги шумеров

В течение первой половины III тыс. Двуречье покрывается целой сетью мелких городов-государств, каждое из которых представляло собой укрепленное поселение с тяготевшей к нему сельскохозяйственной округой. Города эти по большей части находились в состоянии постоянной вражды Между собой.
Сами шумерийцы считали колыбелью своей культуры остров Тиль-мУн (нынешние Бахрейнские острова в Персидском заливе), а одним Из Древнейших своих городов – Эре-ДУ(г), расположенный на месте впа-Дения Евфрата в Персидский залив, Который, как мы видели, оказался и археологически одним из древнейших центров Нижнего Двуречья. Владыкой и покровителем этого города был Энки – владыка подземных вод и мирового океана (в котором, по представлениям шумерийцев, плавала земля), а также владыка мудрости, судья богов и людей.

Следующим крупным пунктом вверх по Евфрату был город Ур, в нем чтили бога луны Нанну. Севернее Ура, вУруке, чтилисразу трехбогов (каждый из них, возможно, первоначально был богом какой-то определенной территориальной общины, позднее сложившихся) – Инанну (или Иннин), олицетворение планеты Венера, богиню плодородия, плотской любви и распри, бога Ана, владыку небосвода, отца Инанны, и ее брата Уту, солнечного бога, который, видимо, был родовым богом одной из правящих династий Урука, а много позднее, уже в послешумерский период, почитался и в городе Ларсе как местный бог. В пригороде Урука, Кулабе, почитали бога-пастуха Ду-музи, супруга богини Инанны. Главным богом Ниппура во второй половине IV тыс. до н.э. центра древнейшего племенного союза в Двуречье, считался Энлиль, «владыка-ветер», царь богов и людей, хозяин всего, что находилось на земле. Там же чтили супругу его Нинлиль и сына,бога войны Нинурту. В городе Лагаше, на Тигре, почитали Нингирсу, который, как и Нинурта, был богом войны, а позднеес Нинуртой отождествился, а также богинь Бау (или Бабу) и Нанше.

Эти божества, первоначально покровители отдельных общин, в первую очередь, были богами плодородия, ибо обеспечение плодородия было основной задачей каждой общины, о чем в образной форме и рассказывают мифы Древнего Двуречья. Каждому богу-покровителю посвящался центральный храм города, который по мере обветшания достраивался и перестраивался, но почти никогда не переносился на другое место. Храм становился центром города-государства, при нем имелось свое усадебное хозяйство, в котором работали свободные и рабы, а позже — исключительно рабы. Такой тип поселения, характерный для Двуречья, складывается окончательно к концу IV — началу III тыс. до н.э.