Египетский стиль в Греции и Риме

Но не только памятники прикладного искусства цивилизации Древнего Востока давали импульсы творчеству соседних народов. Существеннее было воздействие искусства монументального.

Так, например, воспринятые греками каноны египетской скульптуры оказали значительное влияние на становление их архаической пластики: фронтальность, постановка фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, плотно прилегающие к торсу руки с сжатыми в кулак кистями, сочетание портретности с идеализацией и обобщением облика изображаемых лиц.

В Беотии в VI-V веках в погребениях появляются фигурки слуг и служанок, выполняющих всевозможную домашнюю работу, подобные тем, что находят в египетских гробницах. Правда, вопрос о непосредственном влиянии должен быть из-за некоторого
разрыва во времени оставлен пока открытым.

Общепризнано, что представленная на знаменитой греческой чаше Аркесилая (ок. 560 г. до н.э.) сцена восходит к рисункам «Книги мертвых», изображающим взвешивание души усопшего на заупокойном суде. Лотос и папирус были излюбленными мотивами орнамента, а римские художники с увлечением и знанием натуры изображали нильские ландшафты на фресках и мозаиках. Достаточно вспомнить мозаику из Пренесте или фрески, украшавшие стены богатых домов в Помпеях.

В Риме, у ворот, выходящих к дороге на Остию, над могилой Цестия (ок. 12 г. до н.э.) возведена пирамида. Другая римская пирамида находится на Ватиканском холме.

Египетский стиль в Риме был низведен до своеобразного сочетания искаженных египетских форм с античными. Присущие древнеегипетской скульптуре соотношения игнорировались. В скульптуре и рельефе стремились передать только характерные для египетской пластики положения тела.

Значительное число изготовленных в Италии памятников – архитектурных деталей, обелисков, статуй богов, царей, зооморфных изображений – доказывает, что художественное творчество Древнего Египта было далеко не безразлично даже избалованным искусством Греции римлянам. В древности и в средневековье влияние искусства стран Древнего Востока воспринималось в какой-то степени стихийно, подсознательно и нередко было связано с воздействием восточных культов, распространившихся в эллинистических монархиях и особенно в Римской империи.