Древнейшее искусство ранних земледельцев Востока

Археологические открытия середины XIX века знакомили мир в основном с древними культурами III-I тыс. до н.э. Археология середины XX века проникает в глубь веков в прямом смысле – она открывает нам Древний Восток VIII-V тыс. до н.э. Сейчас уже становится трудно говорить об эпохах великих ближневосточных цивилизаций, не касаясь древнейших памятников так называемого «доисторического периода» Ближнего Востока, ибо в целом ряде случаев они обнаруживают прямую связь с культурой будущих великих цивилизаций древности.

Процесс развития человеческого общества не только крайне длительный, но и неравномерный: в то время когда одни народы достигают высоких ступеней развития и образуют классовое общество (на Ближнем Востоке, в первую очередь в Египте и Нижней Месопотамии), другие все еще находятся в состоянии первобытнообщинного строя. Поэтому эта глава, где будут рассмотрены памятники культуры и искусства до периода образования классового общества, должна охватить материалы не только по IV тыс. включительно (примерное время создания государственности в Египте и Нижней Месопотамии – ок. 3000 г. до н.э.), но в ряде случаев и памятники конца III – начала II тыс. как типологически близкие.

Хотя, конечно, при этом надо учитывать, что памятники культуры доклассового общества в период, скажем, освоения меди, и памятники культуры доклассового общества в период начального освоения бронзы, созданные в окружении уже развитых цивилизованных обществ, при большом типологическом сходстве, все-таки очень неоднородны.

Неолитическая культура южной Палестины сложилась на основе местных мезолитических культур Сирии и Палестины. Докерамическое поселение Иерихон, датируемое VIII- VII тыс. до н.э., служит в настоящее время основой наших знаний о древнейших жителях Сиро-Палестины. Поселение Иерихон состояло из небольших, овальных в плане глинобитных домов. В VII тысячелетии появляются прямоугольные здания с тщательно обмазанным полом, выкрашенным нередко в красный и кремовый цвет.

Поселение было обнесено стеной из бутового камня, толщиной 1,75 м, сохранившейся до высоты 4-6 м. Стена была укреплена круглой восьмиметровой башней с внутренней лестницей из 22 каменных ступеней. Диаметр башни в основании составлял 12 м.

В остальных своих проявлениях культура Иерихона довольно бедна – глиняной посуды нет, число каменных сосудов невелико, преобладают кремневые и костяные орудия. Уникальны обнаруженные в погребениях гипсовые маски, надевавшиеся, по-видимому, прямо на черепа умерших, со вставленными в глазницы раковинами – каури. В конце VIII – первой половине VII тыс. памятники подобного типа (поселки с лощеными полами и захоронениями черепов под полом) распространены и на юге Малой Азии.

Видимо, на основе этих культур складывается оседлоземледельческое поселение Чатал-Гуюк второй половины VII – первой половины VI тыс. до н.э. Здесь, в центре Малой Азии, на равнине Конии сохранились остатки 22 поселков, центром которых был Чатал-Гуюк (площадью 12 га). Поселок состоял из глинобитных домов, вперемежку с небольшими, почти не отличающимися от жилищ святилищами, по-видимому родовыми, украшенными росписями и глиняными рельефами.

В святилище были обнаружены в большом количестве прекрасно выполненные статуэтки обнаженных женщин. Каменные и глиняные фигурки, смело моделированные, подчеркивали пышность как бы переливающихся объемов и, безусловно, связаны с культом плодородия. Женщины изображены либо с маленьким леопардом у груди, либо на троне из леопардов, а в одном случае – рожающей младенца. Большую роль играл и культ быка – частое украшение чатал-гуюкских святилищ  составляли   его  изображения – либо в росписях, либо в виде глиняной бычьей головы, либо просто бычьи рога и черепа.