Дреняя культура Кавказа

Неолитические памятники Кавказа VII-VI тыс. и энеолитические V-IV тыс. начали интенсивно изучаться  в  последние десятилетия.

В V-IV тыс. в долинах южного Кавказа были расположены небольшие поселки, размещавшиеся группами неподалеку от воды. Глинобитные или сырцовые строения, купольной круглой или овальной формы, тесно лепились друг к другу. Оборонительных сооружений не найдено.

Глиняная посуда была очень примитивна – в основном, бытовая керамика.

Кроме рыболовства, земледелия, скотоводства и охоты жители южного Кавказа с ранних времен занимались добычей обсидиана, месторождениями которого особенно богато Армянское нагорье. Обсидиановый обмен играл в жизни ранних земледельцев  Кавказа огромную роль – из других стран, главным образом переднеазиатских, привозили и меняли на обсидиан расписную керамику, бирюзовые изделия, печати.

В V-IV тыс. на южном Кавказе сложилось два комплекса с характерными местными чертами материальной культуры: северный – в бассейне реки Куры (характеризующийся примитивными гончарными изделиями, но сложной техникой изготовления костяных предметов) и южный – в бассейне реки Аракс, который выглядит менее архаичным, чем первый. Для него характерна лощеная, а в ряде случаев и расписная керамика, которая сближает  этот комплекс  с энеолитическими культурами Передней Азии.

Видимо, на основе этих комплексов в III тыс. до н. э. складывается раннебронзовая куро-аракская культура, распространенная уже на очень обширной территории – восточнее от нагорий Малой Азии, на восток к долине реки Арацани (Мурадсу) и до озер Ван и Урмия (Резайе) в междуречье Куры и Аракса. Характерные признаки этой культуры – круглые, а затем и прямоугольные жилища в уже укрепленных поселениях и чернолощеная очень изящная керамика, вылепленная от руки и украшенная налепным или врезным орнаментом. Металлургия была развита здесь слабее, чем в
Малой Азии, так как собственных рудных месторождений кавказцы долгое время не знали.

Памятники куро-аракского типа в III тыс. неожиданно появляются в Сирии, а затем и в Палестине, что свидетельствует о продвижении носителей этой культуры на юг. Однако здесь они быстро поглощаются местными элементами. Мнения советских исследователей о носителях этой культуры сейчас разделились, но большинство считает ее связанной с восточнокавказскими племенами.