Искусство времен III династии Ура

Последним шумерским (формально) периодом истории Двуречья было время так называемой III династии Ура (ок. 2112-1997 гг. до н.э.). От него до нас дошли и скульптура, правда не монументальная, как от периода Гудеи, и рельеф, и большое количество памятников глиптики. К этому времени относятся многие прекрасные памятники архитектуры — уже упомянутый зиккурат Ур-Намму, комплекс подземных и наземных усыпальниц-склепов, где покоились представители царствующей династии, и светские постройки.

Лучшие памятники времени III династии Ура можно отнести к шедеврам шумерского искусства – такова небольшая скульптурная женская головка из светлого камня с инкрустированными глазами, выполненная в мягкой и изящной манере, или статуэтки самого Ур-Намму. Хороши и профессионально сделаны и некоторые небольшие терракотовые рельефы.

В целом же памятники этого времени оставляют впечатление однообразия и стереотипности. При виртуозности в овладении материалом (печати, например, вырезаются из более твердого камня — гематита), при высоком техническом умении памятникам позднешумерского искусства не хватает той живости, той внутренней экспрессии и динамичности, которая отличала лучшие работы мастеров Аккадской династии.

Многие черты аккадского искусства оказались восприняты лишь формально – чересчур тщательная проработка деталей часто дробит впечатление, безукоризненность исполнения при многократном повторении одного сюжета ведет к безжизненности и сухости. Сцена поклонения божеству или обожествленному царю варьируется с таким постоянством, что, если бы не надписи с разными именами на печатях, они могли бы показаться отштампованными.

И действительно, над ними трудились резчики огромных ремесленных мастерских, работавшие под контролем жречества и царского двора. Собственные творческие возможности мастеров были связаны. Тем самым, в официальном придворном позднешумерском искусстве вырабатывается канон в изображении царствующих особ и антропоморфного облика божества, канон, на создание которого повлияло и аккадское искусство.